tibetmonk (tibetmonk) wrote,
tibetmonk
tibetmonk

Амёбы

Сегодня, во времена властвования научно-технического прогресса, человек способен создавать инструменты невиданной сложности и приобретать с их помощью возможности, которые нельзя было даже представить себе ранее. Мир вокруг нас стремительно меняется, наполняется многочисленными высокотехнологичными изобретениями, которые, в свою очередь, открывают новые горизонты для действия, открытий, творчества. Человек силой мысли меняет мир вокруг.

Могущество мысли неоспоримо. Человек эволюционирует целенаправленно, он долго и упорно тренирует в себе способность творить созидательную мысль и, безусловно, добивается все новых успехов. Но эффективен ли он в собственном движении? Реализует ли он имеющийся потенциал в полной мере? Является ли его развитие действительно сбалансированным и цельным?

Как обыкновенный горожанин, эксплуатирующий в условиях города - моей среды обитания - современные бытовые достижения науки и техники, как представитель социума, общающийся с окружающими меня людьми, как индивидуум, обучающийся новым навыкам в процессе жизни, я, все же, иногда задаю себе странный вопрос: все ли я делаю правильно?

С одной стороны, есть множество готовых алгоритмов, по которым человек может реализоваться: наука, производство, социальная сфера, творчество и так далее – можно выбирать на любой вкус и с течением времени становиться востребованным специалистом. Считается, что такое направление движения правильно. Бесспорно, это так, но правильно ли оно в некотором глобальном смысле? То есть, является ли правильным такое направление движения человека, когда он меняет, приспосабливает под собственные нужды окружающий его мир, но при этом не меняется сам?

«При отсутствии высшего идеала постоянная борьба за материальные изобретения привела человека к созданию таких устройств, которые могут сжечь весь мир» Хазрат Инайят Хан.

Некоторое время тому назад я пытался понять, какая именно часть меня пытается получить ответ на вопрос «Все ли я делаю правильно?». Позже мне стало очевидно, что темп моей жизни - это скорость, с которой сменяются определённые условности, «искусственные» действия. Например, я вынужден производить целый комплекс изобретённых человеком ритуалов и жить по ранее установленным правилам, чтобы соответствовать рекомендациям социума. Я стал замечать, что темп жизни человека, взявшего на себя обязательства быть адекватным требованиям общества, не оставляет ему ни времени, ни сил, чтобы остановиться и задуматься, куда и зачем он в действительности так спешит.

Быть может, задумываться бессмысленно? Человечество изобрело готовые программы, позволяющие занять необходимую для существования социальную нишу и прожить собственную жизнь. «Школа – институт – работа – холодильник – семья – квартира - пенсия» это не что иное, как программа, которую выбирает огромное число окружающих меня людей. Но чем же отличается современный, высокотехнологичный, научный человек, реализующий эту программу, от дикаря, жившего в каменной пещере десятки тысяч лет назад? Неужели, лишь материалом пещеры - ранее это был камень, а теперь бетон и стекло? Ведь дикарь также следовал программе, пусть и состоящей из других шагов, но идентичной по сути: выжить.

Интересным аспектом сравнения современного человека и первобытного дикаря является способ коммуникации. За собственную историю человеческий язык как средство связи не претерпел сколько-нибудь значимых изменений. Речь и письменность существуют тысячелетия. Ими пользовались как древние цивилизации, так и современное общество, чей темп жизни, однако же, вырос многократно.

В компьютерной индустрии проблема интерфейсов - совокупности средств и методов взаимодействия между элементами системы – стоит очень остро. Внимания этому вопросу уделяется предостаточно, так как любой компонент современной информационной системы должен быть снабжен средствами управления и коммуникации с другими компонентами и самим человеком: оператором и пользователем.

Если интерфейс неэффективен, не соответствует возросшим требованиям и нагрузке – его меняют. Разрабатывают новый стандарт, производят соответствующие компоненты и создают более производительный, мощный и гибкий способ связи элементов.

Почему же и здесь человек вновь меняет окружающую действительность, предпочитая оставаться без изменений сам?

Ответ на этот вопрос частично кроется в том, что основная масса производимых человечеством товаров и услуг предназначена для реализации утилитарных потребностей. Потребностей у человека не так уж и много, но конкуренция инструментов их удовлетворения вынуждает представителя социума (в попытке достигнуть большей материальной состоятельности) всю жизнь следовать установленной программе. Человек добровольно выполняет эту программу по одной причине: он является заложником собственных страха, лени и комплексов. И человек не в состоянии измениться сам, пока им управляют эти пороки.

Довольно очевидно, что человеческий язык как средство коммуникации, как интерфейс – давно устарел и не отвечает современным требованиям. На сегодня человечество обладает огромным багажом знаний, которые, однако же, передаются из поколения в поколение доисторическим способом обучения. Очевидно, что чем выше сложность производимых человеком научно-производственных действий, тем уже специализация обучаемого, ведь в процессе обучения есть возможность передать совершенно конкретный объем информации в единицу времени, если брать в расчет среднестатистического обучаемого специалиста.

В итоге можно представить современный язык как прекрасный инструмент, чья форма отточена тысячелетиями опыта. Но инструмент этот уже не столь мощен и эффективен, если рассматривать требования современной действительности. Все равно что сравнивать лопату и экскаватор.

Чем же можно заменить этот устаревший и неэффективный интерфейс взаимодействия между людьми? Какие возможны альтернативы?

Довольно часто оказываешься перед необходимостью кратко и ёмко выразить мысль и не находишь подходящих слов. Насколько все было бы проще, если бы появилась возможность обмениваться мыслью. Любое общение протекало бы без недопонимания, а главное, скорость получения и обработки информации выросла бы многократно.

Общеизвестно, что возможности человеческого мозга изучены далеко не полностью. В новостях периодически появляется информация об экспериментах над мозгом животных. Примером тому являются опыты по вживлению датчиков для регистрации нервных импульсов коры головного мозга, а также для управления с помощью электрических импульсов поведением животных, например, крыс. Моделируя некоторую ситуацию, экспериментатор получает от подопытного совершенно конкретный импульс реакции. И, наоборот, воздействуя на соответствующие нервные центры, стимулирует у животного разнообразные чувства: голода, агрессии и т. д.

Не хотел бы затрагивать этическую тему таких экспериментов, поэтому использую эту информацию лишь как пример для предположения. Предположим, что некий датчик регистрации нервных импульсов будет применен по отношению к человеку. Показания датчика будут обрабатываться компьютерной системой, и заноситься в базу данных.

В процессе эксперимента человек представляет себе некий объект, например, автомобиль, что вызывает цепочку электрических импульсов. Характер импульсов содержит в себе огромное количество информации, потому что человек представляет легковой автомобиль определённой марки, цвета, состояния, движущийся или стоящий на месте, а, также, окружающую его обстановку и так далее. Но если база данных будет постепенно наполняться, оператор сможет выделять определённые зависимости среди потока импульсов, регистрируемых у очередных добровольцев. Можно занести в базу данных результаты сотен, тысяч таких экспериментов, в результате чего будет возможно модулировать электрические импульсы в речевой поток и обратно.

Результатом этого может стать ситуация, когда человек подключается к регистратору импульсов мозга, соединенному с базой данных и через мгновение получает распечатку текста, который, собственно, представляет собой стенограмму его мыслительного процесса.

Далее. Добавляем к прибору-регистратору устройство беспроводной связи и размещаем на голове электроды, формирующие электрические импульсы. Оснащаем такими же устройствами других людей, придумываем способы идентификации и защиты личной информации и получаем в результате общество, взаимодействующее друг с другом посредством передачи мыслей.

К примеру, учитель химии лишь только представляет себе характер взаимодействия частиц в ходе реакции, а ученики уже моментально принимают и усваивают эту информацию мысленно, исключая процесс речевого контакта.

Множество текстовой информации может быть модулировано подобным образом в цепочки импульсов и передано человеку по требованию, в результате чего возможен качественный скачок в вопросе информационной обеспеченности человека. Всвязи с тем, что эффективность обучения, обмен опытом, передача и обработка информации были бы ускорены многократно, не только наука и культура, но и все сферы жизни человека претерпели бы масштабные изменения…

Кто знает, возможно, на том, пока недосягаемом этапе развития находятся ответы на вечные вопросы. На данный момент возможность найти их отсутствует: человечество продолжает усложнять физические инструменты труда, не совершенствуя ментальные, эмоциональные, духовные.

К примеру, сейчас мы создаем дорогостоящие устройства для получения заряженных частиц, устройства размером с целый город, чтобы изучать все более мелкие составляющие вещества, хотя еще тысячу лет тому назад, чтобы производить измерения, нам было достаточно куска верёвки. Стоимость инструментов познания возрастает катастрофически. Не является ли это следствием экстенсификации самого познания? Не пора ли остановиться и задуматься, куда мы так торопимся?

Узким местом научно-технического прогресса как рукотворной системы теперь является сам человек. Ему необходимы новые навыки и свойства. Необходима целая научная отрасль, глубокие исследования на тему «как правильно жить». Необходимо научиться вести диалог с собственными страхом, ленью, статичностью. Необходимо обеспечить глубокие изменения в целом комплексе пресловутых «интерфейсов», а не только в вопросе коммуникации друг с другом.

Существующие на протяжении тысячелетий разрозненные философские позиции, различные практики, наблюдения должны быть объединены вместе в первую очередь с целью создания эффективных способов коммуникации человека с самим собой.

Остановиться, чтобы задуматься. Остановиться, чтобы вновь приобрести необходимый для сбалансированного развития кругозор – вот главная потребность человека в современном обществе потребления. Иначе мы можем окончательно стать заложниками инструментов, которые производим, якобы, для облегчения нашей жизни. Нет никакого смысла тратить всю собственную жизнь на адаптацию к элементам рукотворной системы, пока нам неизвестны ответы на «вечные вопросы». Пока мы не в состоянии объяснить нашим детям, почему мы слепо следуем по определённой, также рукотворной программе.

А вообще, вполне возможно, рядом с нами сосуществуют некие простейшие создания – амёбы или бактерии, которые по уровню развития давно нас превзошли. И им вовсе не требуются средства коммуникации, механизмы и модифицированная среда обитания, потому что они разумны, гибки и совершенно четко осознают смысл своего существования.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments